27.08.2020 00:00:00 

Проповедь архимандрита Платона (Игумнова) в Неделю 11-ую по Пятидесятнице в Свято-Троицком храме г. Иркутска

Архиерейское служение в иркутском храме Святой и Живоначальной Троицы 23 августа 2020 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

«И Слово стало плотию, и обитало с нами, ... и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1; 14) - это слова апостола Иоанна, который созерцал славу Преобразившегося Господа.

Как повествуют все четыре Евангелия, Господь перед Своим Преображением взял с Собою трех Своих учеников, взошел на высокую гору и преобразился пред ними. Апостол Иоанн был среди них и созерцал Божию славу. Слова Евангелия от Иоанна «и Слово стало плотию» (Ин. 1; 14) являются основой нашего христианского мировоззрения, нашего христианского богословия. В Своем воплощении, в Своем вочеловечении, в миссии Своего пришествия в мир Господь Иисус Христос стал самой глубокой, самой существенной, самой непостижимой, самой универсальной основой нашего человеческого существования. И каждый из нас существует не сам по себе, никто из нас не имеет в себе ни источника жизни, ни источника бессмертия, но каждый из нас существует исключительно благодаря своей причастности к той высшей духовной, которая от вечности была во Отце и которая явлена нам в пришествии в мир Господа Иисуса Христа.

В Евангелии от Иоанна Господь постоянно говорит, что никто не может прийти ко Отцу иначе, как через Него. И поэтому мы сегодня, в эти праздничные дни Преображения Господня и в сегодняшний воскресный день, вспоминаем славу Его преображения, славу Его всеславного воскресения, потому что в Своем Преображении Господь явил и славу Своего будущего воскресения. Господь в Своем воплощении явил славу Свою как Единородного Сына Божьего; явил славу первозданного Адама, ибо Адам был создан по Его образу и подобию; явил славу Своего воскресения.

И это блистание славы является нашей особой привилегией быть среди них. В праздник Преображения Господня мы устремляем свой взор к Божественному свету. Мы знаем, что призваны идти к Божественному свету. Но что значит идти к Божественному свету? Что значит быть причастниками Божественного света? Прежде всего, это относится к области богопознания.

Сам Господь в Евангелии сказал: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17; 3). Это событие Преображения Господня показывает, что Господь действительно является Сыном Божиим, что Он действительно послан от Бога. И сами апостолы слышали глас Божий, который сказал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3; 16).

Познать Бога – это особая привилегия тех, кто изучает Священное Писание, кто изучает творения святых отцов, кто совершает молитву, кто живет по заповедям Божиим и исполняет их. В них выражена воля Божия. Поэтому познать волю Божию – это значит не только теоретически знать Бога. Это значит иметь особое духовное, мистическое познание, которое превышает нашу рациональность в жизни.

Святой Симеон Новый Богослов духовно, умно, поэтично созерцал славу Божию и написал: «Красота Твоя, Владыко Христе, неизъяснима, зрак несравним, великолепие неизреченно, и слава превышает ум и слово. Твой нрав, Твоя благость и кротость превосходят помышления всех земнородных». Это мистический опыт человека, познавшего Бога: познал Бога во Христе, познал Бога во Единородном Сыне Божием, познал благость Отца, милостью Которого Сын пришел в мир и милостью Которого Святой Дух был послан в день Пятидесятницы на святых апостолов.

И все мы, члены Святой Православной Церкви, являемся благодатными наследниками и апостольского, и литургического Предания Церкви. Мы созерцаем красоту православного богослужения, красоту литургического обряда. И эта красота не заслоняет, а наоборот, открывает для нас сияние Божественной славы, потому что через эти образы, которые мы созерцаем в жизни Церкви, через литургию, через слышание Слова Божия, через молитву и Таинства, которые совершаются в Церкви, мы созерцаем славу Божию, мы приобщаемся к Божественному свету, мы становимся сотаинниками Божией благодати. И в наших сердцах совершается эта непостижимая тайна – соединение нашей души с Богом.

Если нет этого соединения с Богом, наша душа мертва, бесчувственной, она не знает Бога. Она не может чувствовать Бога. И это означает смерть души.

Но когда душа приближается к Богу, когда она приближается к Божественному свету, она оживотворяется Божественным светом, одухотворяется, и мы становимся живыми членами живой Церкви Христовой. Мы становимся живыми носителями священной Божественной благодати. Мы становимся истинными сосудами благодати Божией и той Божественной славы, которая сходила на учеников Христовых и святых апостолов, и они стали причастными ей и стали святыми, которых прославляет Церковь Христова.

В этот воскресный день мы должны назидаться повествованием той Божественной пищи, которую Господь открыл Своим ученикам. В этой пище содержится основная мысль: мы должны уметь любить ближних, уметь прощать.

Тот, кто не прощает своих ближних, не будет прощен Богом. Мы должны видеть в этой пище волю Божию. Мы должны исполнять заповеди Божии, в которых эта воля Божия нам извещается. С этим внутренним извещением нашей благой христианской совести мы должны поступать справедливо со всеми нашими ближними и должны иметь примером самого Господа нашего Иисуса Христа, Который был благ ко всем.

Сам Господь сказал: «…да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5; 45). Так и мы должны относиться ко всем справедливо, должны являть мир всем людям, независимо от их положения, независимо от их состояния, независимо от их достижений. Каждый из нас достигает определенной меры в духовной жизни, и нельзя применять для всех какой-то единый стандарт, потому что у каждого свой путь, своя судьба, свои возможности. У каждого есть свой предел, которого он может достичь, но он может достичь этот предел в своей жизни, чтобы, будучи причастником Божественной благодати и славы, стать ей причастным уже здесь, на земле. И эта наша причастность Божественной благодати станет гарантией нашей причастности к Божественной славе в Царстве будущаго века.

Аминь.

Возврат к общему списку