16.08.2017 09:52:00 

Православный лагерь «Роднички». Морская смена

 

Куда плывет наш корабль?

 

«Становись, становись, становись человеком скорее,

Это значит на море - скорей становись моряком.»

 Владимир Высоцкий

 

Летом 2017 года в детском православном лагере Иркутской епархии «Роднички» на первом и втором сезонах прошла морская смена. Чем занимались ребята? О чем размышляли?

Заезд в лагерь. Знакомство, игры, расселение, законы лагеря, первое творческое дело, вечерний костер, фейерверк, первое общее молитвенное правило и первая планерка…

Второй день. Вводная в смену. После освящения лагеря и молебна все вместе собрались в Зале Совета.

«Мы сейчас здесь для того, чтобы понять, чем будем заниматься на этой смене.» В ответ - тишина и собранность.

Все началось со странного короткого мультфильма. Квадратный мир плывет в океане, каждый его обитатель занят своим делом. В этом мире есть конкуренция, желание построить нечто большее, чем у соседа… Но и есть те, кто делают нужное всем дело, много и честно трудятся… Но в результате все действия человечков приводят к тому, что их мир рушится.

Возникает первый вопрос: как понять - то дело, которое ты делаешь по жизни – оно сохраняет мир или разрушает его? Ведь даже важность и востребованность Дела не гарантирует того, что оно не разрушительно для человечества… Значит, проблема может крыться не столько в самой профессии, старательности или трудолюбии, но и еще в чем-то очень важном… В чем именно – нам и предстояло разобраться на этой смене.

«Мы все уносимся вдаль на одной и той же планете — мы экипаж одного корабля».

Слова Антуана де Сент-Экзюпери создавали образ экипажа корабля как сообщества людей, которые являются хранителями для своего мира, способными вместе справиться со штормами и бурями. Каждому отряду предстояло стать экипажем, который пройдя обучение в Морской Школе, сможет найти ответы на важные вопросы и выполнить в конце смены сложную хранительскую Миссию.

Море – особое пространство, смертельно опасное для человека… Не смотря на это, морская стихия во все времена притягивала к себе человека, символизируя одновременно и житейское море, и безбрежную вечность… Как складывался диалог человека с морем? Что из этого разговора он понимал? Как менялся?

Способом диалога человека с морскими просторами, с ветром, с могучими волнами и путеводными звездами во все времена был Корабль.

Вглядываясь и вслушиваясь в истории разных Кораблей, в подвиги русских моряков, нам предстояло открывать море вокруг себя, строить свой корабль и совершать собственные путешествия и открытия, которые никто до нас еще не совершал.

«Есть корабль, где все мы капитаны; И у каждого свой мостик, свой штурвал. Капитаны открывают страны, где до них никто ни разу не бывал…»

Ожила в Зале Совета стрелка часов в виде штурвала, отсчитывая время Школы Хранителей, поднялся над лагерем Андреевский флаг, и одно за другим начались события, в которые мы окунулись с головой…

Первый практикум Школы «Отдать швартОвы!» - понять, что значит быть экипажем.

На этом практикуме вместе с различными испытаниями в нашу жизнь ворвались истории про моряков разных времен.

«Ангелы с моря» - так стали звать русских моряков в итальянском городе Мессина с 1908 года, с времени самого страшного в истории Италии землетрясения, когда на помощь страдальцам, несмотря на опасный, искореженный стихией фарватер пришли четыре русских корабля: броненосцы «Цесаревич» и «Слава», крейсера «Адмирал Макаров» и «Богатырь».  Русские стали для жителей Мессины первыми спасателями: они раскапывали завалы, доставая живых, оказывали медицинскую помощь, отвозили по морю раненных, кормили голодных, защищали город от банд мародёров. Некоторые из них умерли от усталости, много было и тех, кто погиб под завалами… Всего моряками было спасено 5 000 человек. С тех далеких времен в Мессине стоит памятник русским матросам… 

Великая Отечественная война. Освобождение советскими войсками города Николаева в марте 1944 года. Чтобы оттянуть внимание фашистов от короткого перешейка между реками – единственного прохода в город для сухопутных войск, ночью на небольших лодках в тыл врагу в речном порту высадился десант лейтенанта Ольшанского. В течение двух суток 55 морских десантников отразили 18 ожесточенных атак. Много немецких сил было стянуто к месту боевых действий. Благодаря десанту город Николаев был взят советскими войсками быстро и без потерь. В живых остались 11 тяжелораненых морпехов.  Больше всего пленных немецких офицеров поразил факт, что десантников было всего 55 человек, тогда как по их представлениям против них сражалось не менее 400 солдат.

Устройство парусного корабля: грот-мачта, фок-мачта, бизань… В руках у вожатой Веры Владимировны - мастера Рады - модель большого парусника, на стене – огромная схема одного из кораблей петровских времен. На экране – отрывки из фильма про молодых матросов, проходящих службу на паруснике. Мастер Рада хорошо знает то, о чем рассказывает – за плечами у нее много лет личного общения с парусами. Включаясь в понимание сложнейшего устройства корабля, ребята начинают сознавать, сколько слаженности, взаимопонимания и ответственности должно быть в экипаже.

Вечер проходил по отрядам. Задача – выбрать название корабля, экипажем которого хотели бы стать. «Как вы яхту назовете – так она и поплывет…» И опять – истории знаменитых кораблей, имена которых вошли в вечность вместе со своими экипажами и капитанами...

На следующий день расправили паруса факультеты. По традиции два старших отряда образовали театральный факультет, средние (3 и 4) – факультет журналистики и медиаискусства, младшие (5 и 6) – изобразительное искусство.  Вечер морских историй, морской медиафестиваль (слабо обнаружить море в лагере и сфотографировать?), Айвазовский и возможность самим нарисовать морские волны – с помощью творчества море зашумело и заиграло вокруг…

Следующие дни набегали, как волна за волной: 3 части фильма «Хозяин морей» и практикум командообразования «Девятый вал», первое факультетское дело, где среди многих других мы искали ответ на вопрос «Кто же на самом деле Хозяин морей?»

Эпоха наполеоновский войн. Английский фрегат «Внезапный» получил приказ найти и уничтожить французский корабль «Ахерон», занимающийся грабежом мирных судов. Миссия перед своей родиной? Да, конечно! Но в погоне за «Ахероном» у капитана английского корабля происходит незаметная подмена и главной его целью становится утверждение собственной силы… И только гибель людей, изматывающий штиль и ранение лучшего друга помогают капитану Обри увидеть свою неправоту и, преодолев искажение внутри себя, исправить его и в экипаже, а затем вместе победить врага. Правда, как оказалось, победа была не окончательной, и экипаж вновь пускается в погоню за «Ахероном»…

Отряды смотрели и обсуждали эту историю, а затем, проходя сложные испытания «Девятого вала», учились видеть и исправлять в себе то, что недавно обнаружили в фильме.   

Через несколько дней для отрядов наступило время перейти на новую ступень – принять звание экипажей.

Начался этот день с «Практикума длящегося подвига».

Реконструируя события и пытаясь найти свой собственный выход из военных ситуаций, мы вспомнили подвиг дуббель-шлюпки №2, взорвавшей вместе с собой в 1788 году 4 турецких корабля, пытавшихся взять ее на абордаж (после этого все воюющие против русского флота получили приказ русские корабли на абордаж не брать). 

Проступил сквозь время и знаменитый подвиг небольшого брига «Меркурий» под командованием капитана Александра Казарского.  Во время русско-турецкой войны 14 мая 1829 года бриг «Меркурий», проводя разведку, вышел на турецкую эскадру и, вступив в неравный бой с двумя огромными линейными турецкими кораблями, одержал победу.  

Одновременно разбирались с решением капитана фрегата «Рафаил», за несколько дней до сражения брига сдавшим без единого выстрела свой боевой корабль в плен туркам. На бриге «Меркурий» знали об этом позоре русского флота, поэтому выходя на бой с турецкими кораблями, команда гвоздями прибила флаг к мачте, что бы НИКТО не смог спустить его в знак согласия на плен. 

Окончился практикум пронзительно щемящей минутой молчания в память о всех погибших моряках нашего флота.

А вечером на общем сборе каждый отряд подводил итог пройденного пути: что удалось отряду на пути к экипажу, что еще предстояло сделать. Из рук Командора – батюшки-руководителя смены - переходила в каждый отряд небольшая модель парусника, символизируя рождение нового экипажа.

«…становясь экипажем, обещаем хранить лучшие традиции Моряков: товарищество, верность, честность перед собой и другими…»

На следующий день в Школе хранителей грянул Морской бой: боевое стратегическое учение, снарядами в котором служили пакеты с водой. Из пластиковых труб были специально сделаны шесть легких больших кораблей, куда помещалось не менее 11 человек. Экипажи разделились на две эскадры, оформили свои корабли, а затем тренировались, вырабатывая общую тактику.

Морское сражение на обеих сменах удалось на славу: море воды, напряжение боя и собранные за 30 секунд 4 тысячи пакетов с поля битвы по ее окончанию. Божьей милостью на обеих сменах у каждой эскадры оказалось по одной победе, поэтому радость была общей и полной для всех.

А вечером в Зале Совета звучали песни под гитару, морские и туристические: некоторые из них были написаны на морской смене. Звучали и другие, впервые спетые задолго до нашего рождения...

Как девять прожитых дней морской смены, горели в центре зала девять высоких ярких свечей.

Новый этап Морской смены был связан с фильмом «Территория», снятым в 2015 году по одноименному роману Олега Кувваева.

«Наша смена – о сильных духом людях. О тех, чья суровая профессия стала Миссией, открывающей путь развития обществу, Родине… Их трудами и усилиями, не смотря ни на что, развивалась наша страна. Нам предстоит разобраться, как им удавалось совершать невозможное и делать то, что до них никто не делал…»

Каким образом кинокартина о геологах конца 50-х годов 20 века, ищущих и находящих для страны промышленное золото, оказалась связана с морем и корабельной тематикой? В чем духовное содержание фильма, которое привлекло внимание разработчиков программы православного лагеря?

Территория, лежащая на берегу Ледовитого океана, похожа на океан.  Похожа так же, как и другие безбрежные просторы России: нескончаемые леса; уходящие за горизонт степи.

Чтобы золото Территории открылось людям, необходим особый экипаж – экипаж капитанов, где каждый должен пройти свой собственный духовный путь…Только путем осознания своих ограничений и духовного изменения можно очистить свой взгляд на мир и обнаружить скрытую в нём золотую жилу.

Художественная ткань фильма постоянно возвращала нас к океанским просторам: огромные водопады, бурные реки, необъятные северные просторы, громада волн Северного Ледовитого океана, омывающего Территорию… Песня о моряках и звездах, которая лейтмотивом проходила через фильм, становилась еще одним связующим мостом между морской стихией и нашими размышлениями о трудном пути к золоту героев «Территории».

Закончилось третье, последнее факультетское дело. Глубокие открытия, сделанные ребятами и выраженные в творческой форме, помогали двигаться морской смене дальше, наполняли смыслом прожитые дни.

Но вот завершился и жизнерадостный поход, по итогам которого многие места вокруг лагеря получили свои имена и закрепились на нашей родничковой карте…

Наступало время сложной Миссии, которая завершала обучение в Морской Школе Хранителей. 

Ребятам предстояло сделать то, что они никогда не делали.

Задача на Миссию была объявлена в Зале Совета. Экипажи, ошарашенные ее громадностью, молчали и не двигались с места.

Необходимо было всего за два дня снять фильм о том, как важно быть хранителем и какой путь должен пройти человек, чтобы прийти к своей личной Миссии.  При чем сделать это, разбившись на две огромных группы по 50 человек (на два мегаотряда или две эскадры) и включить в творческий процесс всех ребят от мала до велика.

Даже небольшой мастер-класс по съемке фильма не мог снять возникшего напряжения.

«Друзья, мы всю смену пытались понять, как люди, следуя за своей Миссией, совершают невозможное. Теперь нам предстоит сделать то, что пока кажется невероятным.  У нас есть экипажи, большой опыт совместного деланья и хочется верить, что с Божьей помощью у нас все получится.»

В глазах появились огоньки: «Это дело - вызов нам всем!!» «Сделаем!!!»

Первый мозговой штурм по экипажам.  Собрав разные творческие идеи, совет мегаотрядов – эскадр начинает работать над общей идеей будущего фильма и над тем, как включить в его создание всех ребят. В это время остальные ребята внутри эскадр играют и глубже знакомятся.

Во главе каждого мегаотряда - эскадры – один из старших экипажей. На них и легли самые большие трудности. Очень сложно организовать 50 человек разных возрастов так, чтобы все стали полноправными участниками кинематографического процесса. Но постоянно решая проблемы взаимодействия, используя популярный метод проб и ошибок, ребята при помощи взрослых все же нашли нужные организационные формы, включив почти всех в создание кинокартины.

И работа закипела.

«Сделать декорации, прорисовать все кадры, дописать части сценария…»

«Делаем пластилиновый мультфильм!!!»

«А здесь будет история в картинках!»

«Нужны съемки в лесу, затем в сделанных павильонах…»

«А мы сейчас идем снимать, как запускаем в речку кораблики!»

«Ребята, нужен кастинг «Чьи руки самые достоверные в кадре»

 «Общая песня на финал – сначала аудиозапись, потом съемка… Срочно собираем всех!!!»

«А как писать звук – ведь в лагере шумно???»

«Монтаж? – как, уже монтируем???»

«Монтировать будем всю ночь!»

На второй смене договорились – как только по лагерю разносится шум небольшого, но звонкого портативного колокольчика, все понимают: начались съёмки - необходим режим тишины, поэтому все разговоры – только шепотом, а еще лучше - знаками! И весь лагерь в такие моменты превращался в молчаливую страну, где даже бегущие умудрялись бежать почти бесшумно… 

Через два с половиной дня состоялся Торжественный кинофестиваль «Хранители цивилизации», на котором были представлены фильмы мегаотрядов – эскадр.

С нескрываемым волнением смотрели ребята на экран: фильмы получились искренние и глубокие, с попыткой понять пути изменения человека в сторону добра. Каждому фильму эксперты и зрители давали обратную связь: выделяли сильные стороны, отмечали интересные образы и сюжетные ходы…  В конце кинофестиваля ведущим осталось только констатировать: миссия выполнена!

Заканчивался морской сезон. Остановились часы в Зале Совета, мастера сняли плащи и вновь стали вожатыми, каждый из ребят получил памятный конверт с фотографией и свидетельством об окончании Морской Школы Хранителей.

Бал, прощальный песенный круг у огня, фейерверк…А на следующий день – общая фотография, слайд-фильм и автобусы, с переменным успехом везущие домой родничковых матросов…

Можно много еще писать об произошедшем на этих сезонах – про смысл неоконченных подвигов, который реализуют те, кто живет и действует после, о принудительной силе реальности…

А еще о том, как непросто складывались отряды, какой сложный путь прошли вожатые вместе с детьми, о Богослужениях и наших молитвах, о том, как каждый день слова Евангелия рассказывали нам о нас самих…

Но напоследок хочется сказать только одно.

Большое количество людей делают возможным проведение родничковых смен: весь год разрабатывается программа, проводятся семинары с московскими специалистами, раз в неделю проходит Школа вожатых, зимой и летом - два инструктивных сбора.  В самом лагере - ремонт корпусов, организация правильного питания, оформление Зала Совета, сцены… А сколько документации и разных хозяйственных забот ложится на плечи начальника лагеря иеромонаха Константина (Мануйлова), начальника второй смены протоиерея Евгения Прохорова и лагерного завхоза Александра Владимировича Янковского – трудно себе представить!

Но, не смотря на все наши усилия, главное все же в «Родничках» совершает Господь. Он дает возможность каждому увидеть свои слабости, недостатки, и при этом дарит силы для того, чтобы начать путь своего личного духовного изменения.

Ольга Михеева,

заместитель начальника лагеря

 


 

Возврат к общему списку