28.01.2016 15:24:00 

Священник Димитрий Лобов

 

О молитве

Молитва - ты являешься якорем моей души, которым я привязан к Богу, и тогда, как враг рода человеческого восстает из своих недр и делает попытки потопить ее в глубине смятений и бурь мира сего, этот якорь вновь и вновь удерживает меня и не дает ей отдалиться от столь любезного моего и возлюбленного Бога, не дает ей погибнуть.

Кто ценит тебя? – тот кому нужен Христос, тот кто опытом жизни своей познал суетность надежды на себя и на ближнего своего, тот кто знает слабость  и удобопреклонность ко греху и всякому беззаконию своей человеческой природы. Молитва ты как воздух нужна тому кто видит себя во грехах, ибо без тебя что удержит в сей час душу от отчаяния? Кто ценит тебя? – тот, кто уверовал  всей душей в Бога, тот, кто духовным центром своей жизни сделал Спасителя, кто священнодействует жизнью своей пред престолом, на котором восседает Христос, принося в жертву Ему все самое лучшее, молодые свои годы, свои телесные силы, свое имение, свой ум, свои сердечные помышления, тот, кто в ответ на Его бесконечную любовь доказанную страданиями, распространяет к Нему свою любовь.

Кому же ты не нужна? Не нужна ты тем, кто по ослеплению своему еще надеться на свои силы, свой ум и способности, свою власть или богатство. Не нужна ты тому, кто не верует или стыдиться Христа, или не думает о том, что от Его Божественной помощи зависит вся его жизнь и его смерть. Не нужна ты тому, кто центром своей духовной жизни сделал самого себя, или человеческий разум, или власть, или деньги, или свой труд, или удовольствия мира сего, или иное что захватившее сердце человека. Не нужна ты тому, кто впал в забвение о скором часе смерти своей.

         Святитель Феофан затворник писал о тех, кто молиться и не молиться: "Есть молитва одна из обязанностей христианина к Богу, и есть молитва как часть в составе истинно христианских дел. Самонадеянный во всем полагается на себя. Христианин истинный всего ожидает от Бога, почему начинает, продолжает и оканчивает каждое дело молитвою"

Как часто мы говорим, что не можем совершать и малого молитвословия, работа, дети и другие заботы как тати, крадут нас у молитвы. Как часто мы, пострадав, смиряемся как бы с безнадежностью, что-либо исправить. А затем нас настигает забвение, и помрачение души настигает нас как кара за охлаждение нашей любви к Богу. «Дьявол, тайно действующий в сердце, неимоверно боится внимательной молитвы, так как знает, что через это открываются человеческому уму все его хитрости. Когда человек все более держится молитвы и имя Христово не отпускает от себя, то он убеждается, что жить без этого невозможно, - иначе вражеские помыслы мгновенно овладевают умом, и страсти порабощают его"Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский). О молитве Иисусовой и Божественной благодати. И страсти действительно начинаю нас порабощать как только мы оставляя молитву оставляем Христа. Велики плоды молитвы, она соединяет человека и Бога , посредством ее в человеческой душе крепнут добродетели и разрушается царство порока и нечистоты, она является источником многих благ: "Научает молитва и великодушию в перенесении скорбей, убеждая в том, что искушения и скорби становятся причиной последующего знания и спасения. Так и все прочие добродетели, и даже сама любовь, вызревают с помощью молитвы"Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский). О молитве Иисусовой и Божественной благодати

Давайте же раз и навсегда настроим себя таким образом, что молитва к Богу это в центре нашей жизни и подчиним себя и свои обстоятельства жизни необходимости молиться. Нам жизненно необходимо сделать молитву неотъемлемой частью своего ума и сердца и если это будет нужно, то претерпим борения, выстрадаем ее. Научимся работать и отдыхать между молитвами, а не молиться, как бы отрывая скупо кусок времени для молитвы от своей работы и своих увлечений. Мы имеем множество помощников в деле молитвы это писания святых отцов, которые всегда доступны нам для руководства. Ниже приведены советы о молитве, которые весьма нам сейчас полезны:

 Св. Феофан Затворник:

«Если душа бывает вяла и не сильна сама подняться к Богу, читайте на память какую-либо молитву, каждое слово несколько раз повторяя, чтоб разбить душу, как молотом. Когда же душа идет сама к Господу, не читайте никаких молитв заученных, а свою речь прямо ведите к Господу, начиная с благодарения за милости именно вам самим, потом и другое что нужно сказывая. Господь близь! Он внимает слову из сердца.

После утомления плохо совершаете вечернее правило... Прежде правила походите немножко, даже наружи, если удобно, и полежите немного, пока отдохнет голова и впечатления пережитыя развеются... Тогда становитесь на правило... Правила никогда не давайте себе свободы исполнять кое-как. Всегда исполняйте его как первейшее дело... Как представление пред Государя... И если время не позволяет, сократите лучше правило, а не исполняйте его кое-как. Сокращение сие при нужде сами и благословитесь на исполнение его у своего духовнаго отца. Или сократив в нужде, после дополняйте пропущенное, если оно общаго свойства по содержанию. Держите в мысли и чувстве, что всякое себе принуждение и произволение на дело Божие видит Бог вездесущий и благословляет сие творящаго.

Что касается до правила, то относительно сего этак думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, - коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом. Еще: читать молитвы и псалмы до расшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего. "Боже, милостив буди"... Еще: иногда все время, назначенное для правила, можно провесть в читании одного псалма на память, составляя из всякого стиха свою молитву. Еще - иногда можно все правило провесть в молитве Иисусовой с поклонами... А то из того, другого и третьего понемногу взять. Богу сердце нужно (Притч.23, 26), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно. Непрестанная молитва в сем и состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом. А при этом правило есть только подтопка, или подкинутие дров в печь».

Возврат к общему списку