12.05.2015 22:58:00 

О САМАРЯНКЕ

Проповедь протоиерея Вячеслава Пушкарева

 

Неделя о Самаряныне (Самарянке). У колодца, некогда вырытого праотцом Иаковом в Самарии близ города Сихарь ,Христос встречается с Самарянкой. Пророчествуя этой женщине о ее прошлом, Спаситель вступает с ней в настоящую богословскую беседу. Рассматривая для нее вопрос о том, где и как надо правильно молиться, Он параллельно указывает ей на то, что пророки Израиля учили от Духа Божьего, что до самого пришествия в мир Миссии — Спасителя истина пребывает только у иудеев, а все прочие секты и даже народы, не имея на себе благословения от Духа Святаго, просто не знают того, что делают, т. е., делают и учат без истинного понимания сути и предназначения религии. Здесь же, подтверждая эту мысль, Христос напоминает Самарянке, что не только путь спасения пролегает среди иудеев, но и само спасение (Миссия) произойдет из Иудеи.

Услышав от этой довольно-таки набожной женщины, что она знает про Мессию и согласна с Его словами, Спаситель открывается ей, говоря, что ОН и есть долгожданный Миссия — посланник Отца Небесного, который послал Его открыть в мире и соединить воедино всех истинных поклонников Божьих, которые теперь, получив от Него понимание сути и предназначения — Святое Евангелие станут славить Бога там, где остановятся, и будут делать это в духе и истине, потому, как сам Бог есть Дух и истина. Он решил поселиться во всех верующих в него людях, чтобы создать на земле свою Церковь — общество святых, тело божье, которое одно только и наследует Царство Небесное. Самаряне, основанием для своей религии имели Пятикнижие Моисеево и внешне мало чем отличались от иудеев, разве что не понимая предназначения религии, они жили без особых нравственных терзаний и поисков, в расколе, просто по закону - как получится и не более того. Т. е., самарянам жить было легче, и их, без благодати, меньше искушали демоны.

Вот именно точно так сейчас все происходит у сектантов - живут вроде бы по Библии, но не имея без апостольской преемственности благодати Духа Святаго, они не понимают того что сами имеют. Между тем, ничто человеческое самарянам было не чуждо, и единый закон совести, который дарован всем людям еще со времен праведного Ноя, также исподволь руководил их сердцами, как и сердцами всех прочих людей в мире. Они умели сострадать и быть милосердными, щедрыми и пр. И надобно сейчас отметить, эти хорошие качества этого народа заметил Христос и на них акцентировал особенное внимание в притче «О милосердном самарянине». Сделал же Он это для того, чтобы показать, в какой человеческой среде лучше всего укореняется его учение. Мы видим явно, что даже простая женщина Самарянка способна была вести богословскую беседу, а это говорит нам, о особенном отношении самарян к Писанию. Они его учили все и с самого детства. Они владели им наизусть, и хотя без благодати Духа Святаго мало, что в нем понимали, тем не менее общая сила и сверхъестественная мудрость Святого писания делала их более сильными и более смышлеными, чем все прочие народы.

Обращаясь к Самарянке у колодца, Господь показывает нам, что если мы хотим быть истинными поклонниками Божьими, то мы должны пребывать в Духе и истине Святого Евангелия, которое мы должны и знать и понимать. Он тем самым призывает нас всю жизнь учиться, чтобы посредством разнообразного учения и доброго делания стяжать в себе основание для благодати Духа Святого, к которому потом и все нам необходимое само приложится. Ведь пораженная верным пророчеством и глаголами жизни исходящими из уст Христа Самарянка тут же принимает Его своим Спасителем — своим Богом. Можно сказать, что мгновенно. Через несколько часов она уже проповедовала его в своем родном городе, и мы видим, что весь город пришел вслед за ней увидеть и услышать Христа.  Он пробыл у них в городе два дня, и Сихарь стал самым первым в мире городом, где все люди стали последователями и поклонниками Иисуса Христа.

Почему? Потому, что этот народ предварительно был научен Закону, и Христос был принят им по знанию и при помощи благодати Духа Святаго иже от Отца через Сына происходящей. Мы должны всегда следовать этому примеру и тому же учить своих детей. Размышляя с учениками о всем происшедшем у колодца Иакова при городе Сихарь, Спаситель говорит через них и нам, что главное в жизни истинного поклонника Божьего не место где он молится, а то как он молится, как он живет. Истина ли лежит в его молитве и Божий ли Дух руководит его делами? И это есть духовное питие и духовная пища, которые делают истинно верующего человека бессмертным наследником Царства Небесного, которые делают его подобным самому Богу. Именно этому духовному деланию посвятила всю свою последующую жизнь Самарянка и все жители города Сихарь, о чем мы сегодня достоверно знаем посредством Священного предания и Священного писания Библии. Аминь!

 

Возврат к общему списку