Русская Православная Церковь Московский Патриархат

Официальный сайт

 
 Иркутская епархия 
 История 
 Епархиальное управление 
 Отделы 
 Приходы 
Иннокентий Иркутский. Сайт

20.10.2021  «Променял море на Небо» (интервью с протоиереем Андреем Тарасовым)
05.10.2021  «Я ощущал это…как промысел Божий в моей жизни в данный момент»
29.09.2021  Фрагменты интервью с протоиереем Виктором Хаустовым
13.09.2021  «Нам нравится приносить пользу и нести Слово Божие людям»
09.09.2021  «Зажечь другого может только тот, кто горит сам» (интервью с протоиереем РПЦЗ Андреем Соммером)
17.08.2021  Подсолнух, или «Илиотропион. Наше время». Часть 5
17.08.2021  Подсолнух, или «Илиотропион. Наше время». Часть 4
17.08.2021  Подсолнух, или «Илиотропион. Наше время». Часть 3
17.08.2021  Подсолнух, или «Илиотропион. Наше время». Часть 2
17.08.2021  Подсолнух, или «Илиотропион. Наше время». Часть 1
15.07.2021  Юбилей бывает только раз в...жизни
02.07.2021  Как «Колька-разбойник» икону человека отреставрировал
30.06.2021  Беседа с протоиереем Владимиром Килиным (видео медиастудии «Кери»)
05.05.2021  Артос. Проект "Приход"
16.03.2021  Священник Артемий Пономарев. «Ничего не хочу делать, кроме молитвы и поста»
24.02.2021  «Об этом мы не знали» (интервью с секретарем епархии священником Стефаном Бажковым)
20.02.2021  «Нужно наполняться Христом» (интервью со священником Олегом Ресенко)
31.12.2020  Жизнь с распахнутым сердцем (интервью с руководителем социального отдела Иркутской епархии протоиереем Александром Василенко)
30.12.2020  Митрополит Иркутский и Ангарский Максимилиан принял участие в записи радиопрограммы «Православные беседы»
18.12.2020  «Господь руководит моею жизнью, а я стараюсь не отпустить Его руку»

 Поиск по сайту



 



02.12.2020

СПРАШИВАЛИ? – ОТВЕЧАЕМ!

Рождественский пост в почти детских вопросах и ответах

- Когда начинается и как долго длится Рождественский пост?

Рождественский пост длится с 28 ноября по 6 января. Его также еще называют Филиппов пост, так как он начинается сразу после дня памяти апостола Филиппа.

- Зачем нужен Рождественский пост?

Рождественский пост радостный: мы готовим себя ко Встрече с Новорожденным Богомладенцем Иисусом Христом.

Представьте, что вы пригласили к себе в гости дорогого для вас и любимого человека. Что бы вы делали, ожидая его?

Конечно, вы бы готовились. И сначала как следует помыли бы свою квартиру, чтобы вам не было бы стыдно перед дорогим гостем, а он чувствовал бы, что его здесь ждали и готовились к его приходу. Вы бы и посуду всю перемыли, и полы, и шторы бы постирали, и пыль везде тщательно протерли – даже где-нибудь в дальнем углу под диваном или за холодильником.

А в Праздник Рождества мы будем встречать Самого Господа!

А куда к нам придет Бог? Где Он хочет с нами встретиться? Помните, Он говорит нам в Ветхом Завете: «Сыне, даждь Ми твое сердце»? (Притчи 23; 26). Это самое ценное для Бога – наше сердце, наша душа. И войти в наше сердце Господь сможет тогда, когда наше сердце станет чистым, когда мы будем готовить свою душу к встрече с Господом, к Его приходу.

Для этого и нужен пост: чтобы мы тщательно убрались в своем сердце, «помыли» бы свою душу: выбросили бы все пыльные обиды, грязную злобу, дурно пахнущие самолюбие и осуждение ближних и прочие недостойные страсти, которые прочно забаррикадировали дверь нашего сердца изнутри, поэтому в него совсем трудно войти и людям, и Господу, а нам от этого в нем одиноко там, уныло и темно.

Так что предлагаем вам, друзья, заняться генеральной уборкой своего сердца и постараться «выбросить» из него за этот пост то, что нельзя представить рядом с Господом: все, что делаем нас вредными, злыми, ленивыми, холодными, как будто мы совсем не образ Божий, а свинка в луже.

- Но ведь пост такой долгий – целых 40 дней! Можно ведь «убраться в сердце» гораздо быстрее!

Что ж, попробуйте. Вот сейчас тоже, казалось бы, на землю лег приятный снежок – белый, пушистый. Вы приходите с улицы домой и – о ужас! – на чистом полу остаются мокрые и грязные следы! Откуда? Как?

И чтобы сохранить чистоту, приходится приучать себя протирать уличную обувь тряпочкой или даже мыть, чтобы не заносить в дом грязь. Каждый раз, когда приходишь домой.

Так и в душе, и в сердце наших. В каждом из нас есть «любимые» страстишки и неполезные привычки, за которые мы себя оправдываем и прощаем: маленькую ложь, лишний кусочек тортика, раздражение, несделанное дело и невыполненное обещание, потраченное в интернет-сетях время и многое-многое другое.

И вот уже спустя время наши маленькие «страстишки» делаются нашими повелителями, превращая нас в рабов. И мы уже считаем, что у нас не грехи, а «особенности характера»: мы не ленивы, мы просто экономим силы. Мы не едим лишнего – мы обеспечиваем телу полноценное питание и балуем себя после тяжелого рабочего дня. Мы не злые и не раздражительные – это просто наши родные, соседи и случайные попутчики в транспорте какие-то «неадекватные»… И так далее, и тому подобное.

Как если бы мы каждый день не мыли за собой свою тарелку после ужина, потому что устали и хотим спать, - и скоро в мойке на кухне была бы зловонная гора грязной посуды, к которой было бы страшно подступиться и тем более невозможно поверить, что все это – дело рук наших. Моих рук!..

Поэтому пост – это время, когда нужно «вовремя вымыть испачканную тобой тарелочку»: сразу не сказать близкому человеку раздражительное или злое слово, сразу сделать порученное тебе дело или помочь кому-то, даже если очень не хочется и для этого есть самые уважительные причины… Опять же, все просто: представить, что на тебя смотрит Бог. Как бы ты поступил под Его взглядом? Что бы сделал или не сделал, сказал или не сказал?

Вот и будет пост. Настоящий.

- Тогда при чем здесь еда? Почему я не могу до Рождества позавтракать любимой яичницей с колбасой, а должен есть скучную кашу? Тем более сейчас зима, мороз, пандемия – телу нужны силы!..

Тело очень хитрое и капризное. Один святой сравнил наше тело с конем: если его перекормишь – начнет брыкаться, а если не докормишь, то может помереть с голоду, и некому будет работать.

Пост – это «воспитание» нашего «коня» - тела, чтобы оно было сильным, выносливым, подвижным, а не брыкалось и не ленилось. Представьте себе: хозяин, которому срочно нужно добраться из деревни в город по важному делу. Входит он в конюшню и видит, как его красавец-конь лежит на сене, прикрыв хитрый глаз копытом, и стонет: «Я тааак устаааал! Дай мне овса!». Абсурд? Предлагаем эксперимент: присмотритесь к себе…за обедом или ужином – ради интереса.

Интересно, что желудок в теле человека расположен так, что рядом с ним печень, а сверху располагается сердце. Желудок и печень как престол для сердца. А престол всегда должен быть чистым и красивым.

Так что пост – это совсем не страшно. Пост – это здорово! Это, можно сказать, суперсредство для того, чтобы сделать себя лучшей, усовершенствованной версией. Чем дольше «тренируешься» - тем лучше результат, тем крепче сила духа.

И главное, что все это не просто так – ты готовишься к Встрече с Удивительным гостем! От этой мысли столько сил и радости прибавляется, так хочется поскорее этой Встречи дождаться!

- А что еще важно делать в пост?

Когда в жизни нам кто-то очень дорог, но он живет где-то далеко, мы ему звоним, пишем смс, посылаем сообщения в соцсетях и, совсем соскучившись, даже приходим или приезжаем к нему в гости.

Так и в отношениях с Богом. Если мы Его на самом деле любим, то нам хочется говорить с ним почаще – и мы начинаем с радостью и удовольствием молиться. И встречаться – мы приходим в храм на службу, исповедь и Причастие.

А если все это нам еще трудно, то, значит, нужно себе честно признаться, что Бога мы еще совсем не научились любить. И тогда весь пост можно будет учиться – через молитву, Причастие, добрые дела для других, которые рядом с нами. Мы делаем добро им – и Бог радуется от этого, как будто это сделали для Него.

Если кто-то вдруг сделал что-то хорошее для нашей мамы, любимого человека, друга или дочки с сыном, и им хорошо, – мы же тоже радуемся, даже, может быть больше, чем если бы что-то получили мы сами. Это свойство настоящей любви.

- Как же тогда строгие правила поста?

Ну, не такие уж они и строгие. Раньше во время поста благочестивые монахи давних времен вообще не ели никакой пищи или питались только тем, что найдут в природе среди растущих трав или плодов.

А у нас пост радостный: можно и хлеб, и каши, и макароны, и овощи, и иногда даже рыбу!

Во время Рождественского поста по церковному монастырскому уставу (типикону) православные христиане не ели продуктов животного происхождения (мясо, яйца, молоко). До дня памяти святителя Николая (19 декабря) в понедельник ели горячую пищу без масла, в среду и пятницу был строгий пост (сухоядение – можно было есть только овощи, фрукты и хлеб – то есть все, что не нужно было варить. Это экономило время для молитвы и труда для ближних). Во вторник, четверг, субботу и воскресенье ели рыбу, грибы, крупы с растительным маслом и тому подобное.

В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы рыбу разрешается есть всегда, на какой бы день ни выпал этот большой праздник.

А вот после дня памяти святителя Николая и до предпраздненства Рождества (2-6 января) рыба разрешается только в субботу и воскресенье, пост становится строже и в другие дни. В предпраздненство пост строгий: нельзя есть рыбу во все дни, а пища с маслом употребляется только в субботу и воскресенье.

В сочельник (6 января) – самый строгий пост, сухоядение. Существует благочестивая традиция ничего не есть до появления первой звезды, после чего принято подавать на стол сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом и другими сухофруктами. При этом все, кто готовится причаститься на ночной Рождественской Литургии, ничего не едят за несколько часов до службы.

Все вышеперечисленные правила – это строгий устав по Типикону. Миряне (не монахи), как правило, постятся гораздо мягче. Например, они не практикуют сухоядение (или практикуют его только в дни строгого поста (со 2-го по 6-е января), рыбу исключают из пищи только в среду и пятницу (и тоже со 2-го по 6-е января).

Замечательный православный журнал «Фома» сделал картинку – напоминалку о том, что можно есть в дни Рождественского поста соответственно этому уставу. Эта схема дает представление о степени строгости того или иного постного дня в церковной традиции. А уже как будете поститься вы сами, зависит и от вашего здоровья, и от вашей физической нагрузки, и от жизненных обстоятельств.

- Что же тогда самое главное во время поста?

Главное – в течение поста помнить, что мы готовим себя ко Встрече с Господом. И наш Ему подарок ко Дню Рождества – наше доброе и чистое сердце – мы стараемся сделать таким. Стараемся сделать как можно больше доброго, даже в бытовых мелочах, для тех, кто рядом с нами, - это тоже очень приятный для Господа подарок.

Бог любит нас так сильно, что дал нам свободу. Он верит в нас так сильно, что дал нам свободу. Он не принуждает нас к посту, но дает нам возможность стать лучше, чище и выше душой, чем мы есть сейчас. А для этого мы САМИ честно и ответственно, перед Ликом Самого Господа, выбираем и меру поста в пище, и боремся со своими привычками, и очищаем себя от пыли и грязи наших никому, кроме Бога, не видных страстей, чтобы в День Святого Рождества встретить дорогого Гостя в радости и чистоте.

Доброго времени поста и добрых его плодов желает всем

Пресс-служба Иркутской епархии

Иллюстрации к материалу взяты из открытых интернет-источников, схема поста – по материалам сайта «Фома»


Возврат к списку





© 2005-2012 Иркутская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата

Яндекс.Метрика

e-mail: Редакция сайта Иркутской епархии