«В соборности спасение». Беседа с архиепископом Вадимом. К 20-летию архипастырского служения владыки Вадима на Иркутской земле

"В соборности спасение". Беседа с архиепископом Вадимом. К 20-летию архипастырского служения владыки Вадима на Иркутской земле

 о Великой Отечественной Войне

 Этот год для нас знаменательный, год 65-летия Победы, год который имеет особую значимость для всего нашего народа. В этом году празднование святителя Иннокентия мы посвятили этому событию. С одной стороны, это дань памяти ветеранам, тем, кто сражался во время Великой Отечественной войны. Это память тех, кого мы сегодня вспоминаем, это память тех, кто в труде ковал нашу Победу здесь в тылу. Трудно сказать, какой из этих подвигов более величественен, потому что трудиться в ту пору было очень и очень нелегко. Кто трудился: дети,  подростки, женщины по многу часов, недоедая, не получая той пищи, которую получали находящиеся на передовой. Там были свои проблемы.

Но что меня поразило? Накануне празднований мне пришлось пообщаться со многими ветеранами, теми, кто участвовал в Великой Отечественной войне. Меня поразило, что, казалось бы, несчастливые годы войны,  переживаний, напряжения всех сил, физических и духовных, годы глубоких потрясений, потому что во многих семьях не осталось никого,  потому что они сложили головы на алтарь Победы ради спасения людей. Вместе с тем, когда спрашиваешь их об их лучших годах жизни, как это не странно, они называют лучшими годами своей жизни годы Великой Отечественной войны, в которой они участвовали. Трудно понять это до конца, но некоторое понимание все-таки приходит. Был виден враг, видны его устремления на захват нашей Отчизны, на подчинение нашего народа, лишение его суверенитета. Была конкретная угроза семьям, Родине и территории нашей страны. И это заставляло людей в единомыслии, невзирая на национальные принципы, и даже вероучительные, потому что в войне принимали участие люди разных национальностей и разных верований, заставляло их объединяться в подвиге для спасения своей Отчизны.   Этот подвиг был великий.

Сейчас происходит некоторая ревизия этих событий, переосмысливание, что в этой войне был вклад и больших народов, мы, конечно, это благодарно признаем. Но когда мы сопоставляем его в цифрах, сравнивая с нашим подвигом, подвиг нашего народа просто несопоставим. Достаточно сказать, что всего только 3 процента вооружений по лендлизу мы получали от других государств. Сами судите, а где бралось 97 процентов вооружений? Кто их ковал? А это подростки, которые спали буквально у станков в краткие промежутки отдыха, женщины, которые должны были накормить семью, там все устроить и здесь продолжать работу, по 18 часов и более. И в этой связи становится очевидно, что подвиг нашего народа беспримерен.  Он не имеет предела как такового. Совершенно очевидно, что Господь людям воздаст по делам их, воздаст за труды, которые они понесли, о тех праведниках, действительно они праведники, которые положили душу свою за други своя по заповеди Христовой, непременно они пребывают в обителях Отца Небесного, ибо кровью мученической, своей верностью, своими устремлениями они доказали, что являются достойными гражданами Небесного Отечества.

Истинные понятия, за которые ратует Церковь

Сейчас многое оспаривается,  многое хотят уравнять. Уравнять Сталина с Гитлером, сказать, что тот и другой были преступны. Это в корне не правильно. Это извращение нашей с вами отечественной истории. И, казалось бы, стоит ли уделять по прошествии 60 лет этому событию столько времени? Но будущность и происходящее в мире, если его хотят каким-то образом осмыслить, заставляет думать, что не напрасно мы пытаемся отстоять правду истории, не напрасно хотим расставит акценты, которые существовали в оценке этой войны и сейчас существуют, не напрасно преподавание истории. Мне думается, что общешкольное преподавание двух предметов особенно важно, это прежде всего конечно история, потому что она учит жить, она поучает человека как ему быть в тех или иных обстоятельствах, она открывает глаза на то, кто есть кто, в окружающем нас мире. Невольно вспоминаются слова Александра Третьего о том, что у России 2 союзника – армия и флот. Горестно сознавать, что он прав, но он прав. Мы действительно живем в таком окружении, которое весьма агрессивно,  враждебно настроено к нам.  И это не домыслы досужих патриотов, как некоторые считают. Это абсолютная реальность. Это абсолютная реальность, которая теперь уже не скрывается. Мы прекрасно видим, как нарушаются мировые договоренности, как ни во что они не ставятся. Делаем выводы из тех визитов, которые Обама совершил в Китай. И мы слышали, что всем сказали, друзья мои, вы для нас не указ. Всех, по сути, игнорировали и ведут договоренности на уровне двух супердержав Китая и США.

Вот почему историю свою мы знать должны, чему она может нас научить, и что может последовать за теми или иными событиями.

Я упомянул второй предмет, который для нас весьма важен. Это предмет родная наша литература. Это очень важно, поскольку классическая литература духовна. Она вечна. Она созидает те добрые начинания.

-          Мы в настоящее время держимся верой и Победой в Великой Отечественной войне нашей. Когда мы говорим о Победе мы называем себя народом. В нынешнем Рождественском послании Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорит о том, что мы не отделяем истинные понятия от ложных. Давайте расскажем нашим слушателям об истинных понятиях, за которые ратует Церковь.

Наверно будет дерзновением открывать кому-то эти истины, потому что многие из нас знают эти истины. Парадокс заключается в том, что мы, зная эти истины, тем не менее, не живем по ним. Это, конечно же, недопустимо. Что касается того, что упомянул Святейший Патриарх, это действительно важная проблема. Важно, поскольку является нашим менталитетом, нашим сознанием. То, что раньше мы называли один народ. Тост Сталина был за русский народ. Великий был тост, и многое значил из уст не славянина.  Но я ни в коей мере не хочу обидеть никакой народ, они равноправно участвовали в этих сражениях. Я просто хочу отметить, что основное иго войны несли русские, поскольку народонаселение представлялось в основном русским населением. Вместе с тем и не все народы вели себя в это время искушения войны совершенно безукоризненно. Мы знаем о сотнях,  которые возникали, калмыцких и терекских и прочих, которые составляли пятую колонну. В гитлеровской армии были также и славяне: болгары, румыны, словаки, чехи, в меньшей степени усташи, которые в своих зверствах превосходили эсэсовские батальоны. Это было ужасно. Эта политика повторилась сейчас во время Косовских событий.

И конечно же, когда мы начинаем анализировать отчего все наши несчастья как таковые, вместе с Патриархом, приходим к выводу, что мы отошли от вечных истин. Истин добра. От национальной идеи, которая всегда согревала русский народ. Такой идеей, как писал отец Павел Флоренский, является богоделание, то есть созидание внутри себя Бога. На заре 20 столетия а может даже ранее как возникли классические произведения, на пример роман Тургенева «Отцы и дети» и другие произведения, когда мы видели отношения детей, проблемы, возникающие между поколениями,  что возникала симпатия незаслуженно и в тоже время презиралось национальное достояние, национальная литература, национальная культура, национальное верование. Из чего, в общем-то не зная о Православии, которое является глубочайшим явлением, Запад обращается к православным ценностям? В Англии целые приходы переходят в Православие.  Они не  могут принять того, что им предлагает современная доктрина, когда ценности христианские пытаются подменить гуманными ценностями, ценностями человеческими. А как мы знаем ценности христианские и ценности человеческие не всегда тождественны. Они очень часто расходятся и расходятся в том плане, когда человек становится во главе мира, по сути эгоцентричен. Все осмысливается не христоцентрично, а эгоцентрично. Под таковым началом живут злость, нелюбовь, различные пороки, которые разлагают семьи, народы, государства, которые пытаются сохранить христианскую нравственность. Мы видим, что принятие Европейской конституции звучит уже без упоминания Христа. Хотя еще некоторое время назад были именованания – христианские народы, христианская монархия. Все это забыто. Все эти беды мы должны связывать с происходящим в нашем сознании, отшествии от Бога, отступлении. Нам об этом приходится говорить, испытавшим ужасы 20 –го столетия, когда многие были расстреляны, которые были мучениками, страдали, испытали столько войн за прошедшее столетие. Нам ли забывать о Боге? Конечно же нет. Потому  и была извечной у русского народа  эта триада: Православие, самодержавие, народность. Можно спорить по этим вопросам, в частности быть или не быть самодержавию, в какой-то мере можно сказать, что самодержавие несло много положительных черт. Когда из рук отца сын получал государство, он не стремился его разорить, а напротив, наполнить своим содержанием, обогатить, от чего нрод становится более счастливым, более достойным человеческой участи. Не всегда это получалось. Некоторые демократы предприняли попытки свержения государства, что по сути дела и произошло в 1917 г.  Чтобы мы не говорили, но благодаря Сталину стало возможным укрепление государственности, в котором она сохранилась доныне.  Потому что троцкизм не знал пределов, границ государств. Признав его, мы должны были признать, что отдаем Россию на разграбление всем. Тогда мы не были к этому готовы, и сейчас не готовы. Сейчас каждый пытается жить своим мирком. В этом есть свое достоинство, потому что люди сохраняют свою самобытность, свою культуру, свою веру. А для нас, православных христиан, это один из основополагающих принципов. Во имя веры мы готовы поступиться всем. Потому что вера эта единственная спасительная, верная, на которой возможно построение современного общества.

Об убийстве священников

-     Из событий ушедшего года, хотелось бы вернуться к драматическим событиям – убийствам нескольких священников. В дореволюционной России было такое или нет? Или современное общество стало таким, что поднимают руку на священников?

Конечно, в дореволюционной России, к которой необходимо относиться объективно, не воспринимая только положительные или отрицательные стороны, подобные случаи если и случались, то были весьма редки, и чаще всего возникали на бытовой основе. А здесь, как в случае с отцом Даниилом Сысоевым, религиозный экстремизм. Батюшка говорил правду, он был горячий проповедник правды. Ну и, конечно, напрашивается и другой ответ: как низко мы пали, когда убиваем священнослужителей, которые не могут ответить таким же образом, никто не берется за оружие. Я по долгу службы бываю в таких местах, не столь отдаленных, и встречаю людей, которые не способны причинить какой-либо вред Церкви.

О храмах и приходах Иркутской епархии

-          В эти рождественские дни, в святки мы вспоминаем то, что за минувший год построено. За минувший год какие храмы были открыты, отреставрированны?

Я бы хотел сказать совершенно необходимую преамбулу. Так как сказал апостол Павел: все можем во укрепляющем нас Иисусе. Все что мы делаем, мы делаем с помощью Божией, с помощью тех святых угодников, которые нам споспешествуют. Все что мы делаем – это как раз есть плод духовный. В этом заслуга не наша, а Божья. Мы лишь слуги Его, провозвестники воли Его. И потому стремимся сделать то, что нам необходимо. Конечно, наряду с видимыми успехами, я вижу проблемы духовного порядка, и они совершенно меня не оставляют спокойным, тревожат. Но, тем не менее, я хочу сказать, что Иркутская епархия завершила этот год с благодарностью Святой Живоначальной Троице за проистекшую милость, завершила его довольно благополучно. Ныне у нас существуют 212 приходов, 158 священнослужителей, несколько еще не хватает, но, тем не менее, пополнение их происходит, и главное, что основные приходы заполнены. Приходы помимо 158 часто обслуживаются  по совместительству священниками соседних приходов или приписанных к этому храму. Основные приходы дали кусты, центры духовные для близлежащих территорий, и людей живущих там. Таковыми являются Ангарск, Усолье-Сибирское, и Тулун, и Саянск, Усть-Орда, Хомутово, Братск, Усть-Илимск, Железногорск, Усть-Кут и другие места. В этом году продолжила свою работу гимназия наша в Иркутске, в Братске, продолжила работу православная школа в Ангарске, в Ново-Ленино при Михаило-Архангельском храме, частные школы. За все это мы благодарны Богу, потому для тех, кто поучился в этих, по сути духовных школах, пребывание в них не останется незаметным. Они будут хорошими патриотами нашей Отчизны. Добрыми христианами, людьми, которые стремятся к созиданию общества, основанного на вере во Христа, на тех блаженных заповедях любви, о которых мы уже сегодня упоминали. На заповедях любви к Богу и к человеку, на них зиждутся другие заповеди: не убий, не укради, не прелюбодействуй и прочие, что в Новом завете получило иные, наиболее высокие оценки. Христос Спаситель говорит: не прелюбодействуй, а я вам говорю, что тот, кто глянет на жену прелюбодейным взглядом, уже согрешил. И такой выбор блаженств является мерилом нашей жизни. Что же касается постройки храмов, у нас в Иркутске восстановлен храм, объем работ, который был там проведен благодаря помощи Александра Георгиевича Тишанина, Есиповского, Дмитрия Федоровича Мезенцева, который всемерно оказывает нам помощь, причем изыскивает помощь не из бюджетных средств, а из других источников.   Открылся первый этаж для богослужений Харлампиевского храма. Он больше, конечно, храм архистратига Михаила. Этот храм иркутяне знают как храм, в котором венчался адмирал Колчак. Для нас этот храм – большое событие. Кроме того продолжается строительство великолепного храма в Шелехове, восстановление храма в Голумети, в г. Усолье-Сибирском, в г. Братске, в центральной его части, и в других местах.

Сейчас в связи с постановлениями Священного Синода, с изменениями в законодательстве будет происходить перерегистрация приходов. В этом опять же положительный аспект – мы возвращаемся к каноническому устройству Церкви, то что было нарушено в 1961 г., при котором настоятель и священнослужитель занимают подобающее ему место в общине, православном приходе, в котором все по чину благообразно да бывает.

Церковь и общество. Проблема БЦБК

-     Владыка, мы привыкли, что Церковь духовно окормляет народ. Но Церковь обращается к социальным проблемам в обществе?

Я хотел бы ответить вам устами нынешнего Святейшего Патриарха, который в своей программной речи при восшествии на патриарший престол сказал: Церковь всегда на стороне бедных. Мы всегда пытаемся отстаивать права людей с тем, чтобы помочь им.  Мы живем в тяжелое время. Я многое знаю не понаслышке, когда посещаю приходы, не только у нас, бываю в Московской, Владимирской, Тверской, Новгородской области, ввергаюсь в такую нищету, тоже самое и у нас. Нынешний губернатор пытается в лучшую сторону изменить ситуацию, но это не удается, есть некоторые проблемы, инфляция – она же не остановлена. То что можно сделать, конечно же, стремятся сделать. Слава Богу из уст губернатора я услышал заботу  о духовном развитии человека и о человеке вообще, о чем сказал губернатор при вступлении в должность. Проблема БЦБК, вроде бы простое решение – закрыть и все. А куда эти 20 тысяч людей? У нас там приход. Я знаю, как они живут, бываю там. Я считаю, что перевести БЦБК на замкнутый цикл, а потом его перепрофилировать все-таки необходимо. Это второй вопрос, если не здесь в другом месте мы должны будем создать другой БЦБК, без него нельзя, это не только бумага, но и ракетное топливо, что имеет оборонное значение. Меня удивляет только одно: мы постоянно говорим о БЦБК, и молчим о Селенгинском, который травит в значительно большей степени. Вот сейчас наш премьер прошлым летом окунулся с этими Мирами в районе забора воды, выброса БЦБК, и, что вы думаете, вода оказалась настолько чистой, что просто поразительно. На другой стороне Байкала абсолютно не так. Если решать проблему, решать ее надо кардинально по всем вопросам. И людей обеспечить куском хлеба, и местом проживания, а не просто уничтожил и сорвал с места. В этом проявился разумный подход. Я услышал из уст ученых наших, ну если не БЦБК, давайте создадим там цементный завод. Вы представляете, какие выбросы будут у него? Для меня это было ужасно. Что это, лоббирование чьих-то интересов или полное непонимание проблемы?  Нужно все-таки подходить к экологии нашей. Экология человека, его души должна быть в гармонии с экологией физической, которая нас окружает. Это природа прекрасная, которой Господь одарил столь богато. Я много где бываю, но когда возвращаюсь в Иркутск, с таким желанием здесь бываю, с таким восхищением. Это сказка. Любому снимающему человеку найдется сюжет, и здесь, и на Байкале. Но все-таки забота о человеке должна быть первостепенна. Это, прежде всего, подъем сельского хозяйства, которое необходимо. Поддержать те хозяйства, которые уже развиваются. Это, прежде всего, наше с вами питание. Это еще и нравственный, духовный уровень тех трудящихся, которые будут что-то возделывать на земле. Понимаете, общение с землей - таинственно, оно мистически таинственно, до конца не понято нами. Мы пытаемся его понять. Господь создал Адама из земли. В человеке есть все элементы, которые есть в земле. Это таинственное должно и человека настраивать на несколько другой лад.   Нельзя пить, нельзя бросать быть тружеником. Я вижу по селам, чем там люди занимаются. Самая состоятельная часть населения – это пенсионеры. Разве это нормально? По Лене я проехал, я видел крепких хозяев, которые говорили мне, что не хотят никуда уезжать, им нравится на берегу Лены. Но если уедут дети, то они вынуждены будут уехать. Важно, чтобы человек отучился, распредилился куда-нибудь на достойную работу и сохранял в себе образ Божий. Это очень важно, поскольку если человек пьет, то разрушается этот образ Божий, а это очень важно для единства нации. Для того, чтобы мы звали себя действительно народом, нацией, у которой есть идея, которая сформирована на протяжении всего существования нашего народа. Эту цель сформировал подвижник земли Русской преподобный Серафим Саровский, который говорил, что цель жизни человека – стяжание Духа Святого. И господь указывает нам на это. У народа всетаки что-то живо. Неслучайно они избрали имя России – Александра Невского, далекого, удаленного на сотни лет от нас. Потому что он в жизни своей был праведником. Он был настоящим государственником, он был подвижником. Он желал своему народу  добра таким образом, что и жизни своей не пожалел для него.

О соборности русского народа

-   Вторая черта русского народа – соборность, как вы ее ощущаете? Есть ли она сегодны в народе нашем?

Вы знаете, соборность само по себе определение довольно широкое, глубокое, и оно не определяется одним словом. Соборность – это совокупность людей, объединенных  верой в единого Бога, осуществляющих на земле свои идеалы. Наверное о всем народе мы так сказать не можем. Но есть люди, которые понимают, что в соборности спасение. Не в демократии, а именно в соборности, в которой осуществляется единая вера, единое устремление народа, единое самопожертвование. Если избирается любая другая модель, которая допускает проявление эгоцентризма, черт, когда человек себя хочет выставить умнее, успешнее другого, это совершенно неверно. Во-первых, это пагубно для его души, во-вторых, это пагубно для общества. Представьте, если мир будет состоять из таких горделивых, неприступных личностей, во что он превратится. Слава Богу, что мы можем общаться с людьми, у которых есть скромность, а сейчас забыто это достоинство. У которых есть достоинство, вежливость. Есть определенное чувство этой человечности. Когда эти качества присутствуют, то тогда наша жизнь может представляться собой в будущем не адом. Но мы должны быть реалистами, и, взирая на окружающий мир, должны сказать, что таковых людей меньшинство. Людей, которые соответсвовали бы определению соборности не так много.

Пожелания сибирякам

-     Большое спасибо за интервью, хотелось бы услышать Ваши пожелания иркутянам в эти праздничные дни.

Мы всегда относились к тем, кто вновь пришедших встречает с любовью, может быть даже не осмотрительной, поскольку не все люди приезжают к нам с благими целями. Но те, кто приезжают к нам, находят полное понимание и приятие. Да, есть проблемы, которые тревожат. Например, официальная статистика, что в Москве живет не 10 миллионов, это определенно, я бы это число утроил. Русского населения всего 30%. Эта картина наблюдается во всех местах нашей России. Если там живет любовь, основанная на братских отношениях, мы должны это только приветствовать. Но если есть другие элементы, когда завозится взрывчатка, завозится подрывная литература, ведется пропаганда чуждых нам образов жизни, культуры и религии, это должно быть, человеком во всяком случае, достойно оценено. Мне хотелось бы пожелать сибирякам отменного здоровья, благополучия, большого семейного счастья, личного счастья, пожелать долгих и долгих лет жизни, пожелать, чтобы благополучие сопутствовало им в их трудах, и труды их были успешны, на благо региона, на благо людей. В творческом плане, чтоб люди выросли и порадовали других людей. Чтобы появлялись прекрасные стихи, прекрасная поэзия. Недавно выдвигались поэты на соискание губернаторской премии. Есть стихи не очень, но есть стихи просто блестящие. Это все взрастила наша земля, наш народ, хотелось пожелать им новых творческих свершений. Чтобы они пребывали Богом хранимы. Чтобы Господь защитил их от всякого нестроения, чтобы жизнь их была мирной, чтобы миновали их всякие поветрия и землетрясения и катаклизмы, которых становится очень много. Мы должны помнить о том, что мера нашего благополучия зависит от того, насколько нравственны мы. Мне хотелось бы, чтобы обильна была помощь Божия в наших трудах на благо Отчизны, нашего региона, нашей Сибири, людей. И чтобы любовь, которая объединяет всех, милосердствует, которая, по слову апостола Павла, не завидует, не раздражается, не ищет своего, но всему верит, чтобы эта любовь пребывала между нашими людьми.

 

Беседовала Татьяна Сазонова

Подготовлено Ольгой Долбня, фото Ольги Долбня

10.02.2010