Беседы с архимандритом Тихоном (Шевкуновым) (2, продолжение).

Беседы с архимандритом Тихоном (Шевкуновым). ЧАСТЬ 2 (начало)

В рамках фестиваля «Сияние России» в Иркутске гостил архимандрит Тихон (Шевкунов), настоятель Сретенского монастыря, координатор проекта «Общее дело». Отец Тихон выступал с лекциями в разных аудиториях Иркутска. Расшифровка этих выступлений будет опубликована на сайте.

 

В. Имелась ли у России во времена Ивана Третьего возможность помочь Византии. И второй вопрос, как вы относитесь к перспективе трехкратного сокращения российских ядерных вооружений.

О. Для Руси тогда было страшным попущением, что рухнула Византия. Мы жили Византией, мы считали себя частью Византии. Что касается того, смогли бы мы помочь или нет, да мы еще были при Иване Третьем почти под татарским игом. Идти, помогать византийцам военным путем было совершенно нереально. Но помогать Византии, конечно помогали. Помогали средствами, приютили значительную часть беженцев из Константинополя, и помогли самое главное тем, что восприняли эту великую эстафету, восприняли крест, который несла Византия, крест православной страны, восприняли на себя. Это главное, что мы сделали. И византийцы того времени поняли это. Что касается военной части вопроса: не специалист, на вопрос ответить не смогу.

В. В наше время с экранов телевидения постоянно поносят советское прошлое. К сожалению, в этом участвуют и некоторые священники Русской Православной Церкви.  Я считаю, что в советское время у человека в сердце было больше Бога, чем сейчас. И со Сталиным мы выиграли войну. Как  вы к этому относитесь?

О. Я не согласен с теми, кто полностью перечеркивают наше советское прошлое. Я родился в России, которая тогда была Советским Союзом, и нисколько этого не стыжусь. Вот сейчас был концерт нашего хора, и там звучали духовные песни, русские и украинские народные песни и песни советского периода. Ко мне часто обращаются с упреком, ну как так ваш хор поет не только народные песни, но и песни советского периода. Это были великие и прекрасные дни. Почему нас заставляют этого стыдиться? Это полный абсурд. Православный человек никогда не поддастся на такую уловку, это все лукавство. Действительно, у некоторых священников РПЦ МП есть мнение, которое перечеркивает весь советский период. Ну и что? Есть и другие мнения. О том, что в советском периоде было много того, что разрушало Россию. Так исторически сложилось, что на смену  занесенного нам страшного большевизма пришло государственническое направление. Потом это направление менялось в разное время, в брежневский период страна постепенно приходила  в грандиозный упадок. А уж то предательство, которое совершили некоторые члены коммунистической партии, не имеет оправданий, у них были возможности предотвратить распад. Да были страницы, которых нужно стыдится, вот я в своей жизни чего-то стыжусь. Мы не можем не сокрушаться страшным репрессиям. Были они. Было братоубийство. Русский народ, к сожалению, попал под то настроение, что была вырезана лучшая часть русского народа, крестьянства, рабочих, интеллигенции. Это трагическая страница нашей истории. И заставить нас охаивать эту часть русской истории просто невозможно. Если рассматривать Сталина как политического деятеля, то конечно это был выдающийся политический деятель. Другое дело, что это был человек, для которого цель абсолютно оправдывала средства. Я говорю, как я себе это представляю. Я разговаривал с людьми, которые немного его знали, которые изучали его деятельность. Это был фанат своей власти в государстве. Сказать, что он был во всем страшным для России, будет неправдой. Признавая все ужасы раскулачивания, расказачивания, гонений на Церковь, признавая все это, в той ситуации только такой человек как Сталин мог выиграть эту войну, сделать Россию в военном, экономическом и научном отношении могучей страной. Есть такой исторический персонаж как Диоклетиан. Он был страшным гонителем православных. По повелению этого человека были замучены многие мученики. Нечестивый император, по другому в православной литературе его не называли. Но при этом он был одним из самых эффективных и успешных императоров Рима. Поэтому, если смотреть в духовно-нравственном отношении, Сталин принес неисчислимое зло русскому народу. Если смотреть с точки зрения государства, Сталин действовал на пользу России, так же как Диоклетиан на пользу Римской империи.

В. Сейчас в России очень актуален национальный вопрос. Каким образом он будет решаться и какова будет роль Церкви в решении  данного вопроса.

О. Действительно, этот вопрос необычайно важен. Причем важен в плане сохранения государствообразующего русского народа. Я недавно шел по Москве и увидел наверное самую обычную картинку, но для меня она показалось знаковой. На корточках сидели русские подростки, хотя рядом была скамейка, и разговаривали, как принято это на Кавказе. Для меня это было очень важным. Ментальность государствообразующего народа меняется. Приходится часто исповедовать детей, и девочки говорят, что мальчик может подойти и со всей силы ударить девочку по лицу. Когда я воспитывался, такого не было. Такие маленькие ньюансы говорят о многом. Сейчас необходимо продумать и от начального до высшего уровня говорить о том, что нужно сохранять у нас. Милосердие, сострадательность, веру. То, что мы почти не слышим от руководителей нашего государства. Недавно только стали говорить о духовной составляющей. Конечно национальные процессы, национальные трансформации происходят. Моя мама жила в Чертаново. 30 лет назад там тоже жили люди с Кавказа, мы с ними были друзьями. Сейчас там все поменялось, и это не может не тревожить. Кавказские, азербайджанские люди создают анклавы. С этой ситуацией надо что-то делать. Входишь в лифт, стоит восточная женщина. Скажешь: здравствуйте, она не здоровается. Часть из них начинает жить своим анклавом.  Это опасная вещь. Мы видим это на примере Югославии. В Советском Союзе национальному вопросу уделялось огромное внимание. На этот вопрос пока я не слышал удовлетворяющих меня ответов. Как его решать, пока не знаю. На Западе такая же проблема. Многие столицы западных городов уже не узнать. В Австрии мусорщики, уборщики сами австрийцы. У них нет таких проблем, как в Великобритании, когда англичане в 4 поколении взрывают метро. А Австрии они так решают эти проблемы, просто зарплата мусорщика равна зарплате профессора в университете. Не знаю, есть ли у нас фонды для решения этой проблемы. Они вот изощрились и решили. Русская глубинка ужасает тем, что все больше и больше работников на селе – это люди приезжие из Таджикистана, из других республик Средней Азии. Почему? Потому что наши не работают. Спились. У нас хозяйство, 300 голов крупного рогатого скота. Мы сейчас берем замечательных работников–таджиков. Купили племенной скот, собрались правлением и сказали: только не наши. Потому что сильно пьют. Я потому и приехал сюда, чтобы организовать в Иркутской области Региональное отделение церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы.   Это важнейший вопрос.

Продолжение будет опубликовано на сайте Иркутской епархии 02.11.09

29.10.2009