СВЕТ ПРОТИВ ТЬМЫ. Директор ИГТРК Леонид Гунин рассказал о своих впечатлениях от сошествия Благодатного огня

Свет против тьмы

(Директор ИГТРК Леонид Гунин рассказал о своих впечатлениях от сошествия Благодатного огня)

 

Каждый год по милости Божией в Иркутск на второй день Пасхи доставляется Благодатный огонь. Традиционно за ним в составе российской делегации отправляются сотрудники Иркутской государственной телерадиокомпании «Иркутск». Нынешний 2009 не стал исключением, великую святыню из Иерусалима привез директор ИГТРК Леонид Гунин.

- Леонид Васильевич, говорят, в этом году состав российской делегации был значительно меньше, чем в прошлом?

- Да. Нас было 50 человек, а в прошлые годы набиралось до 150 человек. Но это не говорит о том, что нет желающих или кризис повлиял. Состав сократили из-за разумных соображений – в эти дни в Иерусалим съезжается огромное количество паломников. И в этот раз таких как мы было более 100 тысяч.

- Во главе делегации неизменно Владимир Якунин?

- Конечно. Если бы не его старания в Иерусалиме, мы бы, наверное, не наблюдали сошествие Огня в храме.

- А как начиналась Ваша поездка?

- В Москве мы собрались на Ордынке в 5.45 утра. Оттуда мы поехали в аэропорт «Внуково». С собой мы везли главные достопримечательности: две лампады-светильника,  в которых и доставляется Благодатный огонь в Россию. Их еще называют шахтерскими, потому что они производятся по особой технологии, которая применяется при изготовлении шахтерских лампочек. Я подержал в руках – они достаточно тяжелые. Говорят, что из латуни.

- В Иерусалиме Вы были два дня – пятницу и субботу?

- Да, мы прилетели на израильскую землю в пятницу, нас как официальную делегацию встречали местные сопровождающие. В частности, были и греческие священники. Вот интересный факт, кстати, у всех делегаций есть определенные отличительные знаки. У кого-то визитки на груди прицеплены, или шарфы. У россиян шейные платочки цвета государственного флага.

Так вот в пятницу мы значительную часть дня провели на экскурсии. И я поразился той концентрации исторических, библейских событий, которые сосредоточены на такой небольшой земле, как Израиль. Там, конечно, история везде, на каждой улочке. Вот какая-то табличка, какой-то столб. Узенькая улочка. Что это за место? Оказывается, именно здесь Иуда поцеловал Христа. А вот в 15-ти метрах отсюда пещера, где в это время крепким сном спали ученики Христа. А там чуть ниже Гефсиманский сад, где Иисус молился о Чаше: «…да минует меня Чаша сия...».

Когда я готовился к поездке, то прочел Марка Твена «Простаки за границей». И он как раз рассказывает о своем участии в путешествии из Америки по миру. Это был самый первый групповой тур, куда он напросился как корреспондент, и его взяли с учетом, что он будет оказией слать репортажи. И он тоже, когда готовился к поездке, прочитал про историю Иерусалима. Приехал туда с группой с северной стороны Иерусалима, и гид начал рассказывать о памятных местах святого града. И тогда Марк Твен сказал: «Я думал, что Израиль по территории раз в пять больше Соединенных штатов. Как много здесь произошло событий!»

- Кто-то рассказывал, что в Иерусалиме очень явно ощущаешь присутствия Бога…

- Такое ощущение не покидает. Особенно, когда ты воочию видишь, что вот, например, здесь произошло Вознесение Господне. Там отразился след стопы Христа. И мы были в этой часовне. А вот камень, на котором совершалось помазание тела Господня, когда его сняли с креста и готовили к погребению. Этот камень уже 2000 лет мироточит. Там много паломников, которые прикладывают к нему платочки, записки, фотографии. Кто собирает миро платочком и выжимает его в бутылочку. У одной нашей сотрудницы такой платочек уже три года благоухает. Сам камень совсем не большой по величине. И он все время влажный. Просто камень, никаких дырочек на нем нет. И в любом месте он влажный. Платочком стираешь, а он опять влажный. Я когда читал про него, то думал, что есть подвох. Кто–то, наверное, подливает. В общем, сомневался. А, оказывается, напрасно. Люди на коленях собирают миро, фотографии болящих бросают туда.

И еще меня поразило, что там есть объединенные храмы по разным религиям. К примеру, Церковь всех наций. Она построена в том месте, на котором Иисус молился о Чаше. И что удивительно, именно здесь все веры объединены. А церковь Успения Божией Матери разделена на небольшие участки - вот этом месте армянская, здесь православная, католическая, мусульманская и т.д.

Меня поразило, как в Иерусалиме работает полиция. Узенькие улочки, ведущие под уклон. На каждой ступеньки. Тишина. И вдруг едет полицейская машина — маленький автобус, больше похожий на квадратную, метр на метр, коробушку. В ней двое. Один за рулем, второй высунулся из люка с автоматом на шее. Они там, кстати, все с автоматами и гранатами. Еще пистолеты на поясе. Это на случай терактов. Вдруг придется террористов выкуривать. И они прямо по этим ступенькам едут, на машине колесики как гусеницы. И такие маневренные, что кажется прямо в дом могут заехать. Но самое главное, абсолютная доброжелательность. Никого не ударят, не дернут.

- На следующий день вы стали свидетелем великого чуда…

- Да, и об этом хотелось бы рассказать поподробнее. Вы знаете, что в храм Гроба Господня попасть крайне сложно. И нынче часть группы прошла сразу, а остальные отстали. Причем, не более чем на полтора шага. Но их тут же оттеснили армяне, которые, как известно, очень активные паломники. Они прижали наших, отодвинули в сторону и практически по стенке размазали. Мы потом с трудом их выручали из толпы. Кто-то остался без сумок, кто-то без пуговиц. Наш сенатор Сергей Попов (он достаточно грузный) пробился, а вот директора Эрмитажа Пиотровского, я думал, затопчут. Еле успели поднять, пока на него не навалилась толпа. В составе нашей делегации был телевизионный ведущий Михаил Леонтьев. Он ездит каждый год и именно как паломник:  усердно молится, прикладывается к святыням.

Когда мы очутились в храме, то поняли, что ждать Сошествия придется в крайне стесненных обстоятельствах. Я не мог даже руки поднять, со всех сторон подпирают люди. Причем, очень много женщин-паломниц. Со всех сторон от меня стояли итальянки, румынки, гречанки. Кстати, очень много людей приезжает из Украины, Белоруссии, Казахстана.

Когда ждешь схождения огня, то чувствуется такое напряжение в воздухе, что все чувства обостряются. Особенно отрицательные. Вдруг кто-то начинает немотивированно злиться, - прямо готов задушить того, кто стоит рядом, а кто-то громко смеется. В общем, такое впечатление, что ситуация выходит из-под контроля. Тут же арабы продолжают свое представление. Громко ударяют в свои барабаны и выдают какие-то куплеты. В храме стоит гул. Потом кто-то несколько раз выдавал, что огонь сошел, хотя на самом деле его не было. Опять волнение в толпе. В какой-то момент все затихло. Куда-то на задний фон отошел весь шум. И вдруг это напряжение снимается одной волной – храм пошатнулся и стало ясно, что Благодатный огонь сошел. Первые полторы минуты он вообще не жжет. Священники омываются несколькими пучками, и при этом их борода остается невредимой. Я очень удивился — держишь руку и не чувствуешь огня. Мне там один священник сказал, что дословный перевод не «благодатный огонь», а «благодатный свет». Это правильнее. Огонь - вода, свет - тьма. Свет против тьмы.

Когда мы выбрались из храма (это, кстати, тоже сделать было непросто), то увидели, что огонь горит во всех лавках арабских торговцев. Когда происходит такое Чудо, то становится неважным, какой ты веры. Бог един.

 

Пресс-служба Иркутской епархии

Читайте также:

Юрий Максимов. В защиту Благодатного огня

Игорь Мещан. Огонь. Свидетельство очевидца

БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ (Ирина Бухарова. Записки Паломника)

01.05.2009