Русская Православная Церковь Московский Патриархат

Официальный сайт

 
 Иркутская епархия 
 История 
 Епархиальное управление 
 Отделы 
 Приходы 
Иннокентий Иркутский. Сайт

23.09.2022  Стараемся жить в послушании Богу
22.09.2022  Беседы с батюшкой. Протоиерей Георгий Слизов
17.09.2022  «Я всегда искал воли Божией» (разговор с протоиереем Каллиником Подлосинским)
17.09.2022  50 лет служения у Престола Божия. Протоиерей Каллиник Подлосинский
24.08.2022  «Желаю всем нам оставаться человеками…» (Ч.3)
24.08.2022  «Желаю всем нам оставаться человеками…» (Ч.2)
24.08.2022  «Желаю всем нам оставаться человеками…» (Ч.1)
06.07.2022  Храму в честь Рождества Иоанна Предтечи в Юбилейном – 3 года
01.07.2022  «Цель миссионерской работы – несение Слова Божия людям»
18.06.2022  Борису Мартемьяновичу Шевелеву – 75!
17.06.2022   Жизнь, похожая на приключенческий роман
08.06.2022  Малая Церковь Пермяковых
16.05.2022  Русский Колумб: Григорий Иванович Шелехов
19.04.2022  Мой прадед Сучков Федор Федорович
05.03.2022  «Искусство мыслить в камне»
24.12.2021   «Дети – это радость»
30.11.2021  Дневник моей жизни (беседа с поэтом Дмитрием Давыдовым)
13.11.2021  Хронофаги - пожиратели времени
02.11.2021  Духовный маяк
20.10.2021  «Променял море на Небо» (интервью с протоиереем Андреем Тарасовым)

 Поиск по сайту



 



24.08.2022

«Желаю всем нам оставаться человеками…» 

Знакомьтесь: Варвара Жукова, выпускница Ангарской Православной школы во имя Святой Троицы 2022 года. Мы встретились, чтобы поговорить о поездке Вари в Москву: весной этого года она стала абсолютным победителем в конкурсе сочинений, посвященном святому благоверному князю Александру Невскому, который проводила Патриархия в юбилейный для памяти святого год. Но Варя оказалась таким интересным собеседником, что мы не заметили, как увлеклись беседой на самые разные темы.

ЧАСТЬ 1. Почти «анкетная»

ЧАСТЬ 2. Мысли вслух

- Твой любимый Тургенев поднимал в своем романе «Отцы и дети» вопрос о разнице в мировоззрении поколений, о конфликте поколений. Как ты считаешь: есть ли действительно эти непримиримые различия между поколениями – или гармония в отношениях зависит не от возраста?

- Я думаю, что у хороших людей мировоззрение примерно одинаковое: что 200 лет назад, что сейчас. Поэтому я думаю, что если люди относятся к окружающим с любовью, то поколение, к которому они принадлежат, – не проблема.

Слава Богу, у меня есть бабушки с дедушками, и они живы и здоровы. Никакого конфликта у нас никогда не было. И причины конфликтов между поколениями мне непонятны. Может быть, у кого-то с этим вопросом и есть проблемы, но я лично с таким не сталкивалась. Мне кажется, что это надумано. 

- Ты выпускница православной школы. Чувствуешь ли ты разницу между верующим и неверующим человеком? Есть ли эта разница? Или здесь все, на твой взгляд, складывается так же, как с разницей поколений? Могла бы ты учиться в обычной светской школе?

- Я училась в обычной светской школе около полугода: в 7-ом классе я поступила в Ангарский политехнический лицей. Это заведение считалось в Ангарске лучшим. Там учились раньше мои родители. У меня не было никаких сложностей. Я открыто говорила, что пришла туда из Православной школы, и реакция одноклассников и учителей была совершенно адекватная. Мне не приходилось отмалчиваться. Проблем с коллективом у меня тоже никаких не было. Я нашла новых знакомых, новых приятелей. С педагогами все тоже было в полном порядке.  Училась я так же хорошо, как в Православной школе.

Все люди разные, у каждого свой характер. Возможно, кому-то после Православной школы в светской было бы плохо, тяжело. Я даже поняла бы такого человека. Разница действительно большая. Мне было нормально. Просто со временем стало понятно, что уровень преподавания гуманитарных предметов, к которым я тянусь больше, в нашей Православной школе во имя Святой Троицы был значительно выше. К тому же, я уже привязалась к учителям Православной школы. Поэтому, когда мы в семье приняли решение вернуть меня обратно, я очень обрадовалась. Конечно, я бы и в лицее осталась самой собой, но в Православной школе мои педагоги трудились еще и над тем, чтобы я вышла из этой школы человеком. Все зависит от людей. Можно и в светской школе учиться, если тебе попался педагог, как говорят, от Бога.

- А в чем эта «большая разница»? Чем отличаются светское и православное учебные заведения?

- В моем случае это даже разница в квадрате, потому что моя Православная школа была маленькой. Первая, самая заметная, разница в том, как люди между собою общаются. В православной школе люди разговаривают между собою как люди, ты для других здесь действительно ЧЕЛОВЕК. А в обычной школе не все так разговаривают. Часто допускают грубые слова или невнимание, пренебрежение. Могут и без грубости человека обидеть – и никто это проблемой не считает. Но, думаю, это сейчас, к сожалению, свойство нашего общества, и так уже везде. И школы не исключение тоже.

А то, что в нашей школе было меньше детей, это тоже большой плюс. Когда у тебя в классе 7, 10, 15 человек, это гораздо приятнее, чем 35. Наверное, это тоже важно.

Атмосфера, конечно, накладывает свой отпечаток. Я не мистик, но когда место намоленное, пусть даже люди здесь читали мало молитв – хоть «Отче наш» полгода или год, или неделю, ты когда заходишь – ты же это чувствуешь. А в обычной школе никто этого не делал – и это тоже чувствуется.

Учителя, конечно, тоже отличаются. Не скажу, что одни лучше, а другие хуже. Совсем нет – в каждой из этих школ работают настоящие профессионалы. Но в православной школе руководство, видимо, старается подбирать такой коллектив, чтобы люди в православной школе работали воцерковленные. В обычной школе никто не обращает внимания на вероисповедание человека. Обычно главную роль играют профессиональные навыки. А в Православной школе сочетается и то, и другое.

- Есть ли что-то трудное в Православной школе?

- О да! Самое трудное – это Закон Божий (Варя улыбается). Страшное дело, между прочим.

У меня есть младшие брат и сестренка. Брат пойдет в 5-ый класс, а сестренка – в 3-ий. И у того, и у другого весь класс был в восторге от Закона Божия в начале обучения. Конечно, ведь это так интересно! У нас хорошие преподаватели. Все малыши просто влюблены в Закон Божий.

А потом мы растем. Дисциплина в подростковом возрасте рушится, наступает переходный возраст. И в 10-11 классе некоторых Закон Божий начинает даже раздражать. Почему? Ну вот понимаете: вот вроде ты ходишь-ходишь, живешь потихоньку, ничего страшного не делаешь. А раз в неделю приходишь на урок Закона Божия, ты слушаешь и понимаешь, что на самом деле ты не совсем «нормальный» и не все в порядке, что ты на самом деле не прав. И надо же как-то исправляться, в воскресенье в храм идти. Стоит задуматься, как сразу понимаешь: Закон Божий – это реальная проблема!

- В вашей православной школе был домовой храм или вы выезжали на службы в Троицкий собор?

- Нет, домового храма у нас не было. И это на самом деле тоже своеобразная проблема.

По большим праздникам старшая школа ездила в Свято-Троицкий собор, а младшая – в храм Успения Пресвятой Богородицы в четвертом поселке.

- А службы стоять тяжело?

- Да. Маленьким точно тяжело. Да и старшим тоже. И дело, пожалуй, даже не в том, что это физически трудно, а кому-то скучновато, а кому-то, наоборот, потому что с каждой молитвой о себе все больше и больше узнаешь.

Опять же, еще смотря какая служба. Если ты в Великий пост пришел, то, конечно, это очень тяжело. А если в один из праздников…

Все батюшки служат, все так красиво, цветы, радость общая. Это уже по-другому. Сама радость силы дает. Все вокруг такие красивые, радостные, - и ты тоже всем этим проникаешься.

- А встреча с Богом происходит? Ученику Православной школы легче встретить Бога или нет?

- Думаю, это неважно, в какой школе ты учился. Неважно, за 5 минут до смерти ты встретился с Богом или с детства по храму бегал. Надеюсь, что для Бога это все-таки не важно. Православная школа – это не гарант, что человек пришел к Богу. Вообще. Мне кажется. За всех, конечно, не скажешь.

Человек, который в православной школе изучал Закон Божий, Литургику, знает самое главное – он знает адрес храма. Знает, какой трамвай туда идет. Он с детства видит батюшку. Он знает, что в храм можно прийти. И если он даже сейчас, в свои 18 лет, не готов быть с Богом, он знает, куда пойти, если в жизни вдруг все станет плохо, или, наоборот, хорошо.

Это единственная разница между тем, кто ходил или не ходил в храм - только в этом.

- А сейчас, летом, ты и твои одноклассники ходите в храм? Или, наоборот, отдыхаете, раз раньше было обязательным, а сейчас можно расслабиться немного?

- За всех одноклассников я, конечно не скажу. Друзья у меня невоцерковленные, они в храм не ходят, - я не настаиваю, потому что это свободный выбор каждого человека. Если меня попросят что-то рассказать – расскажу. Они знают о моих предпочтениях.

А если говорить обо мне… Да, летом я реже хожу в храм- что уж тут лукавить, это правда.

Летом мы с родителями переехали в Иркутск, и я еще ни разу здесь в храме не была.

ЧАСТЬ 3. О жизни и о себе


Возврат к списку





© 2005-2012 Иркутская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата

Яндекс.Метрика

e-mail: Редакция сайта Иркутской епархии