Беседа с настоятелем Михаило-Архангельского храма г. Иркутска протоиереем Каллиником Подлосинским накануне Великого поста

Беседа с настоятелем Михаило-Архангельского храма г. Иркутска протоиереем Каллиником Подлосинским накануне Великого поста

Для православных начинается печальное и одновременно радостное время Великого поста. Как правильно готовиться к нему?  

           Церковь начинает  готовить своих людей уже задолго до Великого поста. Уже за три недели вспоминается в богослужениях притча о мытаре и фарисее. Она раскрывает суть внутреннего состояния, которое может быть спасительно или губительно для человека. Фарисей – гордый человек, самоуверенный. Он дает десятину, постится, молится. Ну, куда лучше! Вот с таким чувством превосходства фарисей приходит в храм и видит мытаря, сборщика налогов, по-современному налогового инспектора. Тогда такой строгости не было, и мытари вольны были в своей деятельности и на ней наживаться. Однако библейский мытарь в глубине своей души переживал, что он что-то делает не так. И мы сами, когда делаем плохое, даже если люди одобряют наши поступки, знаем, что совесть все равно подскажет. Из притчи мы учимся избегать гордости фарисея и подражать мытарю, грешнику, который с сокрушением кается: «Боже, милостив буди мне, грешному»

        Дальше идет неделя о блудном сыне. Даже не читающие Евангелие знают эту историю. Сын взял часть имения, пошел на сторону далече, прогулял, оказался в очень трудном положении. Нанялся пасти свиней, но, к сожалению, даже и свиного корма иногда не хватало ему. И тогда он пришел в чувство, понял, что у отца работники в лучшем положении живут, чем он в этой далекой стране: « Не достоин я быть сыном, то есть я потерял это достоинство. Встану, пойду к отцу моему, скажу ему, что не достоин  называться сыном, но прими меня как одного из наемников, как работника прими.» Блудный сын вернулся, и отец с любовью принял его. Однако это возмущает брата, который жил в послушании отцу и не делал противного, но отец не устраивал ему пир, не давал возможности повеселиться с друзьями. И тогда отец говорит замечательные слова : « Сын, ты всегда был со мною, а брат твой погибал и ожил». Вот и следует этому радоваться. Это обращение грешника, который всегда может обратиться к Отцу своему, может надеяться на милость и получить ее.

        Если от этих умилительных примеров не оживляется душа человека, Церковь другой предлагает урок. В прошлое воскресение читалось Евангелие о Страшном суде, где Господь говорит, что за добрые дела, которые делались братьям меньшим, то есть послужили окружающим людям, помогли в нужде, уготовано Царствие Небесное. А другим, которые имели возможность и не сделали, не вошли в нужду страждущих людей, скажет : «Отойдите от меня,  проклятые, в огонь вечный. Я не знаю вас!». Это разделение произойдет в конце мира. Почему Страшный суд? Потому что там каждый человек определит место своего существования. А в Вечности только два полюса: либо в ад, либо в рай. Когда человек не оказал милости, не проявил  смирения, не просил прощения, он не может надеяться на снисхождение – он отойдет в эту Вечность отлученным от Бога. Суд ада – это как раз отлучение от Бога!  Вот ребенка оставьте без родителей. Он поиграет в первое время, а потом  закричит: «Караул!» и заплачет.

        После недели о Страшном суде начинается Масленица. Это уже, по сути, начало Великого поста. То, что сегодня совершаются различные гуляния,  это не церковная практика. Человек, зная, что наступает пост, пытается веселиться!  Если посмотрим на тех, кто излишне веселится в Масленицу, то, к сожалению, они и в Великий пост не постятся. Сделали  из этого праздник, вроде бы связали с христианской традицией, хотя эта традиция  здесь и не вписывается. Да, ходили раньше в гости, но все равно это проходило скромно – ограничивали как-то общение с другими людьми, не вкушали мяса, потому что Масленица уже первая ступенька поста.

        Наверно, масленичную неделю лучше посвятить тому, чтобы навестить немощных родственников или друзей, чтобы попросить у них прощение за вольные или невольные обиды?

         Последнее воскресение перед Великим постом – «прощенное». Были и больные люди, и родственники, которые не могли прийти в храм, и вот в течение этой Масленицы  навещали и у них испрашивали прощения. Таким образом готовились к Великому посту. В этот день в самом храме совершается особый чин в вечернем богослужении, когда священник с амвона испрашивает прощение у своих прихожан, потому что священник тоже человек, тоже немощен, не всегда проявляет должную сдержанность, тоже согрешает, как и всякий человек. Это мы сознаем и обращаемся к своей пастве, потому что вольно или невольно  кого-то обидели, что-то не так сделали. Прихожане  спрашивают прощение друг у друга и это такое умилительное зрелище со стороны. Это искренние слезы покаяния. Порой люди очень долго не виделись от обиды,  какая-то произошла размолвка, не хватило сил подойти друг к другу и попросить прощения – и вот все подходят, просят прощение, потому что прежде, чем начать подвиг поста, принести жертву Богу, необходимо самому человеку примириться со всеми окружающими людьми, иначе жертва будет не угодна. Церковь как раз и собирает свой народ в храм, чтобы начать этот подвиг поста, очистившись от злобы, обид, с чистым сердцем.

      Когда мы читаем молитву «Отче наш», мы обращаемся к Богу: « Остави нам долги наши, как мы оставляем», то есть прости нам наши грехи, как мы прощаем, то есть ты, Господи, поступи со мной так, как я поступаю. И  всякий православный понимает это, конечно, и где-то переживает все, но, как человек, слаб и немощен.  Этот чин прощения перед Великим постом помогает этот шаг сделать, освободиться от греха, осуждения, обиды, потому что сам по себе грех уже несет в себе мучение. Церковь здесь нежно помогает человеку от этого греха освободиться и уже с мирным сердцем начинать подвиг поста.

      У нас в области есть много населенных пунктов, где, к сожалению, нет храмов, люди годами не видят священников. С чего им начать подготовку к посту?

        Там, где нет храмов, все равно есть верующие люди. Я бы им посоветовал по воскресным дням собираться вместе и молиться. Молиться о том, чтобы храм там открылся, чтобы нашелся тот, кто сможет построить храм. Если это маленький поселок и верующих немного,  собраться и поехать в первую неделю поста на богослужение. Кто не имеет такой возможности пусть у себя в поселке, деревушке соберутся и тоже испросят прощения. Таким образом создается община, а там, где есть такой коллектив, организуется Церковь. Церковь – это не здание. Здание, в котором молятся, это храм. А Церковь – собрание верующих. Вообще мы не можем спасаться в одиночку, мы спасаемся через наших ближних – это и семья  и верующие вокруг нас, и те люди, среди которых мы живем. Если мы что-то переживаем, стараемся поделиться, потому что этим наполняется наша душа. Хотелось бы  поздравить с началом Великого поста, пожелать помощи Божией! И как оживает  природа от зимней спячки, чтоб так же оживала и наша душа. Дай, Господи, чтобы весна в душе настала для всех верующих, которые живут в самых отдаленных уголках нашей епархии. В страстную неделю посоветовал бы  приехать в храм, пожить при храме, чтобы поучаствовать в богослужении. Иначе Пасха не совсем понятна, не так переживается. Обязательно надо читать Священное писание, поститься. Без этого внутреннего труда нам невозможно спасаться, а мы должны решить очень серьезную проблему – мы с Господом, мы любим Его или мы против Него?! Выбор этот мы делаем  здесь в этой земной жизни. Храни Вас Господь!

Беседовала Ольга Лакина

Читайте также:

60-летие протоиерея Каллиника Подлосинского

Кому мы сегодня верим? (проповедь протоиерея Каллиника Подлосинского)

Проповедь протоиерея Каллиника Подлосинского. Харалампиевский храм г. Иркутска, после молебна в день памяти священномученика Харалампия

О Крещенской воде

02.03.2009